
Проверить уровень развития мелких движений руки можно, используя задание "Езда по дорожке". Предложите ребенку "проехать по дорожке", соединив линией машину и дом. Объясните, что он должен провести линию, не отрывая карандаш от бумаги:
- Ты - водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке-образце взрослый показывает, как надо "проехать по дорожке"). Карандаш должен все время двигаться по бумаге, иначе получится , что машина взлетит, как самолет. Поезжай аккуратно,чтобы машина не съехала с дороги.
Результат оценивается как высокий,если отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш отрывался от бумаги не более трех раз, отсутствуют нарушения линии.
Результат оценивается как низкий, если имеется три или боле выхода за пределы дорожки, а также есть ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая; с очень сильным нажимом; с многократными наведениями по одному и тому же месту).
Если вы считаете, что рука вашего ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, используйте оставшееся до школы время для укрепления его руки.
Упражнения, которые помогут развить ручную умелость:
- пальчиковая гимнастика;
- игры с крупой, бусами, пуговицами, мелкими камешками;
- занятия с пластилином;
- занятие с конструкторами, закручивание гаек, шурупов;
- игры с мозаикой;
- вырезывание ножницами;
- рисование различными инструментами и материалами: ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью;
- работа с бумагой, оригами, плетение, аппликация;
- графические упражнения: штриховка-обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров;
- раскрашивание картинок в раскрасках;
- узнавание предметов по контурному изображению, обведение по контуру.
А теперь немного подробнее.
Пальчиковая гимнастика. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая благоприятно влияет на развитие речи и подготавливает к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Пальчиковая игра - это инсценировка рифмованных историй или сказок при помощи пальцев.
Игры с крупой, бусинами, пуговицами, мелкими камешками оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие. Предложите ребенку сортировать мелкие предметы, угадывать их с закрытыми глазами, выкладывать буквы, силуэты предметов, создавать аппликации с использованием крупы и семян.
Вырезывание ножницами - необходимый навык, которым должен владеть дошкольник.
При работе с ножницами взрослый находится рядом: приучает пальчики малыша правильно держать инструмент, объясняет правила безопасного пользования им. Основные приемы вырезывания - резание по прямой, вырезывание прямоугольных, овальных, круглых форм. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, помогите ребенку продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, таким образом приучая его планировать предстоящее действие.
Рисование, раскрашивание - самые известные занятия для развития мелкой моторики руки. Но и они требуют соблюдения ряда правил: необходимо раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развивают точные движения руки плетение ковриков из бумажных полос, складывание из бумаги самолетиков, корабликов, фигурок зверей и птиц...
Подготовительные графические упражнения - обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, дорисовывание предметов. Полезны упражнения, направленные на овладение рабочей строкой - ребенок рисует фигуры (круги, квадраты и т. д.), стараясь не выходить за строку; упражнения на выработку наклона. Можно упражнять ребенка в написании основных элементов прописных букв: прямая наклонная короткая линия, прямая наклонная длинная линия, наклонная линия с закруглением внизу, вверху, длинная наклонная с петлей, полуовал и овал.
Источник: Работа с семьей при подготовке детей к школе. Лекторий для родителей будущих первоклассников.- СПб.: ООО "Издательство "Детство-ПРЕСС", 2011.
Комментариев нет:
Отправить комментарий